Первые документальные упоминания о школе Нидэн Рю дзюдзюцу и кобудзюцу появились около 500 лет назад. В настоящее время школа включает два направления: Асаяма Ичидэн Рю тайдзюцу и кэндзюцу и Мухи Рю , включающие иайдзюцу, дзёдзюцу, тайдзюцу (дзюдзюцу), танбодзюцу, камадзюцу, кумитачи, хаябуса дзёдзюцу.           Основоположником школы Мухи Рю был Сасаки Тессай. Время создания школы – 1500 годы, относится к периоду воюющих царств, а структурное развитие школы было завершено в начале правления сёгунов клана Токугава. Стиль Асаяма Ичидэн Рю создан сенсеем Асаяма Ичидэн Сай несколько позднее – в середине 17 веке.

Точной информации о ранней истории возникновения школы Асаяма Итидэн-рю не имеется, но существует несколько исторических версий о том, кто стоял у истоков её создания. По наиболее старой версии, принято считать, что школу Асаяма Ичидэн-рю в 1566 году основал Асаяма Мицугоро Ичидэнсай, третий сын военного эксперта (англ. gunshi) Асаямы Гэнбан Минамото но Ёситада Ичиёсая (Asayama Genban Minamoto no Yoshitada Ichiyosai). Асаяма-старший находился на службе у Акаи Аку Уэмона Кагэто, местного правителя областей Хиками (англ. Hikami) и Амада (англ. Amada). Согласно легенде, в двенадцать лет Ичидэнсай увидел во сне видение Фудо-мёо, результатом чего стало его чудесное просветление, которое послужило последующему возникновению и развитию школы Асаяма Ичидэн-рю.?Во время своего пребывания в качестве Сокэ школы Асаяма Ичидэн-рю, Уэно Такаси постарался сделать процесс передачи искусства как можно проще. Он дополнил иллюстрациями письменные передачи (дэнсё), в которых изобразил различные ката школы. Однако, в рамках этой линии передач техники были ограничены лишь Ти но маки, Хисиги-дэн (буквально — «дробленая передача») и кудэн («устная передача»), так как это было единственным, что передал Наганума сэнсей своему сыну.

Другая версия гласит о том, что у истоков создания данного стиля стоит Марумэ Мондоносё Норикити , обучавший Кунииэ Яуэмона , который впоследствии передал знания Асаяме Ичидэнсаю Сигэтацу.

По ещё одной исторической версии Асаяма обучался у разных учителей, среди которых были Камиидзуми Хидэцуна, Окуяма Таданоба и Накамура Сэндзюро .

Асаяма Ичидэнсай умер 5 января 1687 года, передав свои знания многим последователям по всей Японии.

Позже, в эру Мэйдзи, знания школы Асаяма Ичидэн-рю перешли к дому Танаки Тамацу, главного духовного наставника правителя области Айдзу. Танака стал главою (сокэ) школы в двенадцатом поколении, а позже передал мэнкё кайдэн Окуре Хисадзиро Наоюки (Okura Hisajiro Naoyuki), имевшему додзё в Коисикаве, Токио. У Окуры было два старших ученика: Адати Юсио и Наганума Цунэюки, женившийся на дочери сэнсэя и, в результате, перенявший руководство над школой. В дальнейшем Асаяма Ичидэн-рю перешло ко второму сыну Наганумы по имени Ёсиюки (Yoshiyuki), а от него к Уэно Такаси (Ueno Takashi). История передачи искусства Асаяма Ичидэн-рю от Уэно Такси весьма противоречива, так как у мастера было много учеников.

Существует также множество версий о том, кто был назначен его преемником. Одна из них относится к стилю Нагано-рю , являющемся ответвлением от школы Юмио Накамуро , который обучался у мастера Окуры Хисадзиро в додзё в Коисикаве. По другой версии, 17-м наследником традиций школы Асаяма Ичидэн-рю в XX веке стал Сато Кинбэй , получивший передачу от Уэно Такаси в декабре 1955 года.

Как бы то ни было, но в истории развития каждой школы есть много интересных, а порой и мифических версий…

… Совместил два стилевых направления — Мухи Рю и Асаяма Ичидэн Рю – 20-й патриарх школы Такеши Кенса, служивший чиновником в княжестве Мита.

Время формирования единой стилистической школы Нидэн Рю относится приблизительно к началу 1870 года сразу после революции Мэйдзи. С этого времени появилась самостоятельная комплексная школа Нидэн Рю, в название которой заложен философский смысл – «Две передачи учения», которая сохраняя оба направления обогатила свой технический комплекс сильными сторонами обоих стилевых направлений и продолжила направление развития японских комплексных школ боевых искусств.

        В настоящее время школу возглавляет 25-й Сокэ Ямагучи Хироши , получивший учение из рук своего учителя и 24-го Сокэ Масаки Акира.

Руководителем направления Нидэн рю иайдзюцу и баттодзюцу является старший наставник Ханши школы Сакаи Сэнсей.

Техническим директором с сентября 2015 года является Кёси школы Курокава Сэнсей, а его заместителем Сихан школы Кубадзомэ Сэнсей.

Аттестация по школе Нидэн Рю осуществляется до уровня 8 Дан. Все мастера школы, включая высших наставников не реже 1 раза в год подтверждают свой технический уровень для последующей аттестации на более высокий уровень и для получения доверенности от главы школы на представление школы или руководство определённым техническим направлением школы. Начиная с периода Мэйдзи 9-й и 10-й дан в школе вручаются только за особые государственные заслуги и чаще всего посмертно.

Один из наставников школы возглавляет также стиль Когэн но Маки иайдо, который ведет свою ветвь от Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха. Формирование направления и выделение в самостоятельную линию произошло во времена, когда Мусо Дзикидэн Эйсин Рю возглавлял 20-й Сокэ школы Оноэ Масамицу (Наставник настоящего 21 Сокэ школы МДЭР Иайдзюцу Ямаути Ха — Секигути Комея). Поэтому многие представители школы Нидэн Рю прекрасно владеют техническим арсеналом Мусо Дзикидэн Эйсин Рю, что создаёт прекрасную взаимодополняемую базу для изучения нескольких стилевых направлений работы с японским клинком, японского кобудзюцу и тайдзюцу.

С сентября 2015 года в рамках программ развития школы Нидэн Рю в программу подготовки и аттестации включён раздел иайдзюцу и кобудзюцу.

Технически школа Нидэн Рю составляет четыре раздела: Тайдзюцу, Дзёдзюцу, Иайдзюцу, Куми. Тайдзюцу имеет три уровня – «Небо», «Земля» и «Человек». В каждом из этих уровней выделяются три подуровня — дзёдан, чудан и гедан по 12 технических элементов каждый. Арсенал других разделов классифицируется по другим параметрам в зависимости от типа выполняемых техник, используемого оружия, принадлежности к одному из двух направлений или их сочетания, количество технических элементов в них разное. Философская составляющая школы восходит к идеям Конфуция, в частности о том, что и большое и малое заключено в едином, маленькое ядро неотделимо от большой оболочки.

Выдержки из внутренних мокуроку школы, передаваемых вместе с аттестацией наставников школы для методически грамотного и социально правильного преподавания:

Философия ДЗЮ-ГО
(мягкость и жёсткость, слабость и сила)

Дзюсуй но кото – выдержка из мокуроку Мухи Рю иайдзюцу:

  • «Необходимо понимание, что мягкое и твёрдое составляют основу прочности…
  • Мягкое побеждает твердое…
  • Способность быть мягким позволит победить силу…
  • Необходимо следовать воде, которая двигает камни…»

Отдельные положения из философского мокуроку школы:

    • Жёсткое одерживает победу над мягким.
    • Обычно и на небе, и на земле сильное одерживает победу над слабым.
    • Множество вещей имеет силу.
    • Сильный пытается подчинить слабого, но слабый сам подчиняет сильного.
    • Кто преуспел в истинном искусстве «Вольных вод», тот способен сдвинуть камень силой воды.
    • Преуспев в жёсткости, можно легко обнаружить, что хорошо, а что плохо.
    • Способность птицелова — умение захватывать добычу на разном расстоянии.
    • Четыре принципа: мягкое, жёсткое, слабое, сильное – что применить, а что отбросить, зависит только от действий противника.
    • Жёсткость отдельно не существует, и мягкость отдельно не существует.

  • Возможно добиться многого только при применении четырёх принципов в единой связке.
  • Что применить, что отбросить — зависит от места.

Значение названия «Нидэн-рю»

В написании иероглиф («два») был изменен на (человечность).
Человечность (кит. жэнь, японское чтение — «нин» или «ни») — это одно из основных моральных понятий, введенных Конфуцием. Под ней подразумевается сдерживание себя, основанное на этикете, забота о ближнем, сострадание и прощение. Находясь в основании моральных принципов конфуцианства, в нео-конфуцианстве жэнь считается проявлением пути богов и объединяющим для всех остальных моральных принципов. В феодальные времена это был основной принцип, объяснявший естественное положение человека в системе подчинения и командования в обществе. В настоящее время жэнь считается одним из основных элементов бусидо, поддерживающим равенство всех людей и взаимное поддержание этики. Оно включает в себя сострадание, заботу о ближнем, человеколюбие, доброту.

В клеточном ядре находится сравнительно крупный твердый элемент, называемый «ядрышко», по-японски «какунин» («нин» как «человечность»). Таким образом, в основе клеточного ядра также находится жэнь.

При тренировке по двум стилям школы необходимо придавать особое значение человечности, сделать её определяющим принципом для своего характера.

В феврале 2013 года Ямагучи сэнсей от лица возглавляемых им школ и входящих в них стилей официально подписал договор о сотрудничестве и развитии школ и стилей с Kokusai Budo Renmei (МСБИ) в лице президента МСБИ Линдера И.Б., объявив при этом о разрешении на представление и преподавание всех направлений школы за пределами Японии представителями Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) всем лицам, заинтересованным в изучении данных стилевых направлений.

В сентябре 2013, в июне и сентябре 2015 года Сокэ школы Ямагучи Сэнсей подписал официальные аттестационные Мокуроку, вручённые президенту МСБИ Линдер Иосифу Борисовичу на полное представление и преподавание иайдзюцу, дзюдзюцу и кобудзюцу Нидэн Рю с правом аттестации и рекомендации новых официальных представителей школы из числа подготовленных наставников за пределами Японии.

Статус официальных представителей школы Нидэн Рю в России на основании подписанных соглашений по своим направлениям специализации и с вручением соответствующих аттестационных Мокуроку и официальных представительских доверенностей от Ямагучи Сокэ получили: наставники МСБИ Лактионова Елена и Романова Татьяна; руководитель клуба «Сейрюкан» Архипова Валерия; руководитель клуба «Хакуцурукан» Васильчук Виталий